Страница психолога

«Поощрение и наказание в воспитании детей»

Уважаемые родители!

Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, по идее, наказание должно быть полезным, не так ли? Наказать – это, скорее, лишить ребёнка хорошего, чем делать ему плохое.

Чтобы воспитать ребёнка и установить с ним доверительные отношения, то попробуйте воспользоваться такими психологическими приёмами:

  • каждый день начинайте с улыбки и заканчивайте миром;
  • давайте ребёнку возможность самому выбирать одежду, еду, книги, развлечения, друзей;
  • не принуждайте его, а постарайтесь объяснить почему нужно сделать так, а не иначе;
  • уважайте ребёнка;
  • не применяйте при общении с ребёнком оскорбительных слов (лентяй, трус и т.д.)
  • не давайте категоричных оценок (ты неисправим, ненормальный и т.д.);
  • помните, что не одобрять только можно поступки, но не самого ребёнка (не «ты плохой», а «ты сделал плохо»;
  • почаще советуйтесь с ребёнком, спрашивайте его мнение («А как ты думаешь?)» «А как бы ты поступил?»);
  • предоставьте ему возможность быть разным (послушным, шаловливым, весёлым, задумчивым, таким, какой он есть);
  • после наказания проступок, за который вы наказали ребёнка, нужно забыть;
  • нельзя наказывать больного ребёнка;
  • если хотите похвалить, то хвалите за его труды (за поделку, вымытую посуду и т.д.)
  • заранее предупреждайте ребёнка о ваших намерениях («Мне бы хотелось, чтобы завтра вечером»).
  • предоставьте ребёнку возможность чувствовать себя нужным в семье, ответственным за какое-то семейное дело;
  • никогда не торопите ребёнка, дайте ему возможность жить в собственном ритме;
  • будьте последовательны в своих требованиях.

Рекомендации для педагогов и родителей леворуких детей.

  • Ориентируйте программы и методики обучения на конкретного ребёнка с определённым типом функциональной асимметрии полушарий, дайте ему возможность раскрыть свои способности, создайте ему ситуацию успеха.
  • Обучая ребёнка грамотному письму, не разрушайте основы «врождённой» грамотности. Ищите причины неграмотности ребёнка, анализируйте его ошибки.
  • Помните, что ваша оценка, данная ребёнку, субъективна и зависит от вашего типа асимметрии полушарий. Возможно, Вы относитесь к разным типам мозговой организации и по-разному мыслите.
  • Вы должны не столько научить ребёнка, сколько развить у него желание учиться.
  • Помните: нормой для ребёнка является – не знать что-либо, не уметь, ошибаться.
  • Для гармоничного развития ребёнка необходимо научить его по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).

Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.

  • Ухо-нос. Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за левое ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.
  • Кулак-ребро-ладонь. Показывать ребёнку три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак, ребром, распрямленная ладонь. Ребёнок выполняет пробу вместе с показывающим, затем по памяти повторяет 8-10 раз. Выполнять сначала правой рукой, потом обеими вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении можно помогать словесными командами, произнося вслух или про себя.
  • Голова-живот. Правой рукой гладить по голове, левой – похлопывать по животу. Поменять руки. Левой гладить по голове, правой – хлопать по животу.
  • Колечко. Поочерёдно и как можно быстрее перебирать пальцами рук, соединяя кольцо с большим пальцем последовательно: указательный, средний и т.д. Выполнять в прямом и обратном порядке. Вначале упражнение выполнять каждой рукой отдельно, затем вместе.

 

Как подготовить ребенка к посещению детского сада? Как помочь ему легче адаптироваться?

Предлагаем Вам использовать несколько простых рекомендаций:

  1. Начните готовить малыша к садику заранее.
  2. Важно учить ребенка общаться. Водите его гулять на детские площадки, посещайте детские праздники, берите его с собой в гости и приглашайте друзей к себе в гости. Расширяйте круг общения ребенка. Поощряйте его за контакты со сверстниками.
  3. Оставляйте ребенка с другими близкими и знакомыми, сначала не надолго, а затем увеличивайте время. Объясняйте, что у вас есть дела, работа, Вы помогаете папе зарабатывать денежки, чтобы покупать продукты, игрушки и др.
  4. В ходе подготовки к садику приведите малыша гулять на участок, познакомьте с детьми и воспитателями, покажите группу, кроватку, рассказывайте ему как весело и интересно будет ему с другими детьми.
  5. В период подготовки к детскому садику рассказывайте малышу больше о детском саде, придумывайте истории, сказки в которых любимый персонаж малыша пошел в садик и что он там делал.
  6. Дома поиграйте в детский сад, роль ребенка можете выполнять Вы или любимая игрушка малыша. Покажите ребенку в игре, как он может познакомиться, вступить в игру. Соблюдайте в ходе игры режимные моменты.
  7. Продолжайте играть с малышом в детский сад, когда он начнет ходить в садик. В игре ребенок покажет вам, с какими проблемами он сталкивается, а вы предложите пути их решения.
  8. Не показывайте ребенку свое волнение относительно поступления в детский сад. Ребенок должен понять, что выбора у него нет — детский сад это неизбежность. Ваша уверенность, оптимизм передастся ребенку. Первое время водить ребенка в детский сад может папа.
  9. Придумайте ритуал встречи и прощания, делайте ребенку сюрприз, который он найдет в шкафчике, когда придет в детский сад. Разрешите взять ему игрушку, украсить шкафчик по его усмотрению.
  10. Необходимо обсуждать с воспитателем длительность пребывания малыша в детском саду, возможность вашего присутствия в садике в течении какого-то времени и домашний режим ребенка на период адаптации к детскому саду.
  11. Обычно ребенок привыкает к новым условиям в течение 2-3 недель. В это время ребенок может стать капризным, плохо есть и спать, плакать, когда видит уходящих родителей. Не торопитесь немедленно забрать малыша на домашний режим. Пройдет немного времени и он привыкнет к новому общению.
  12. Расскажите воспитателю заранее об индивидуальных особенностях вашего ребенка: что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.

 Что нужно обязательно сделать перед садом:

  1. Режим дня дома должен быть похож на режим дня детского сада.
  2. Желательно приучить ребенка к горшку (как минимум, чтобы ребенок спокойно на него садился).

Малыш должен уметь самостоятельно мыть руки с мылом и сморкаться в носовой платок.

  1. Научить ребенка есть ложкой. Для годовалых детей — держать ложку, пытаться есть.
  2. Отлучите ребенка от груди. Кормление грудью сильно привязывает малыша к маме, усложняет адаптацию. Но, если уж, так случилось, что до сада никак не удалось отучить, то во время самой адаптации этого делать не стоит, это слишком стрессирует малыша.
  3. Кормите ребенка едой, совпадающей с меню детского сада.
  4. Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.
  5. Повысить роль закаливающих мероприятий.
  6. Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового организованного коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день.
  7. Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
  8. Все время объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.
  9. И последнее – очень важно, чтобы ребенок много общался с детьми и умел играть самостоятельно.

Что нужно делать, когда ребенок уже начал посещать детский сад:

  1. Начните гулять на площадке детского сада.
  2. Хорошо, если в детском саду вам разрешат самим показать ребенку группу. Таким образом, вы покажете ребенку свое одобрение всего, что там есть.
  3. Вначале приводите ребенка на 1-2 часа в день, затем оставьте на обед, далее на сон. Когда ребенок уже будет оставаться на сон, забирайте его после полдника, не ждите окончания работы сада.
  4. Во время адаптации у детей часто нарушатся аппетит и сон. Быстрее всего восстанавливается аппетит. Со сном часто бывают проблемы. Поэтому не отчаивайтесь, если ваш малыш ни с первой попытки сможет заснуть в группе.
  5. Приводя ребенка в детский сад, не передавайте ему свое беспокойство: не стойте у дверей, не подсматривайте в окно, отдавайте ребенка воспитателю спокойно. Не обсуждайте при ребенке проблемы, касающиеся сада.
  6. Старайтесь в выходные соблюдать такой же режим дня, что и в саду.
  7. В период адаптации уменьшите просмотр телевизора, посещение гостей и любых новых событий. Новизны у ребенка и так хватает!
  8. В первые несколько дней ребенок чувствует себя в детском саду скованно. Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтому в период адаптации ребенку просто необходимо «выпускать» эмоции в привычной домашней обстановке, не вызывающей скованности. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит или быстро бегает — это ему необходимо.
  9. Два слова хочу сказать об игрушках. Приучите ребенка выносить во двор, а в дальнейшем приносить в детский сад только те игрушки, которыми он готов поделиться с друзьями. В противном случае малыш прослывет жадиной или все время будет находиться в тревоге за свою любимую игрушку, с которой может что-нибудь случиться.

ВАЖНО ПОМНИТЬ:

Привыкание к дошкольному учреждению – это также и тест для родителей, показатель того, насколько вы готовы поддерживать ребёнка, помогать ему преодолевать трудности.

Нужно быть очень внимательным к крохе в этот нелегкий для него период. Хвалить и благодарить, что помогает маме управиться с делами, восхищаться умением ладить со всеми в группе, дарить ему мелкие подарки, чаще целовать и обнимать!

Положительные эмоции вашего малыша от посещения детского садика — противовес всем отрицательным эмоциям и главный выключатель их. Они сравнимы только лишь с рассветом, который возвещает нам о том, что ночь уже давно пошла на убыль и будет светлый, много обещающий всем день. Обычно в первые дни адаптации они не проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда малыш как будто «опьянен» ориентировочной реакцией на «прелесть новизны». Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день, — это верный знак того, что он освоился. Чем легче адаптируется ваш ребенок, тем раньше проявляются они, похожие на первых ласточек, всем возвещающих о завершении у вашего ребенка адаптационного процесса. Особенно благоприятна радость. Вообще, улыбка и веселый смех, пожалуй, — главные «лекарства», вылечивающие большинство из негативных сдвигов адаптационного периода.

В ДОБРЫЙ ВАМ ПУТЬ!

 

Возрастные и психологические особенности детей 2-7 лет



Comments are closed.